20 ноября 2014 года в школах России была апробирована процедура итогового сочинения, которое состоится в штатном режиме уже через 2 недели, 3 декабря.
Апробация прошла в лицее при полном и четком соблюдении процедуры: выпускники писали сочинение на специальных бланках, для проведения экзамена была назначена компетентная комиссия (см. приказ по лицею о проведении апробации в МЭЛ). Ровно в 9.45 на электронную почту директора поступило письмо со списком тем:
- 004. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- 018. Можно ли обойтись без книг?
- 030. Почему важно уметь сострадать другому?
Организаторы в аудитории Жанна Геннадьевна Федулеева (учитель химии) и Елена Владимировна Слепухина (учитель физики) записали темы на доске, пожелали удачи одиннадцатиклассникам — и сочинение стартовало.
По окончании пробного сочинения, когда все волнения остались позади, выпускники рассказали о трудностях и своих маленьких победах. В целом мнение о работе было положительное: темы понятны, круг изученных произведений позволяет найти материалы для аргументации своего мнения, обстановка на экзамене соответствовала серьёзности выполненной работы.
Выбор тем в лицее был таков:
название темы | количество учащихся, выбравших тему |
004. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) | не выбрал ни один лицеист |
018. Можно ли обойтись без книг? | 7 человек |
030. Почему важно уметь сострадать другому? | 8 человек |
Методисты, разрабатывавшие материалы итогового сочинения, нацеливают выпускников на новый тип высказывания: свободное размышление над предложенным вопросом, включающее обращение к отечественной и мировой литературе. Поэтому выбор произведений для аргументации собственного мнения был достаточно широк: отечественная классика (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, М.Горький), литература ХХ века (М.А.Шолохов, В.Быков, В.Я.Кондатьев). Два лицеиста даже обратились к творчеству Р.Бредбери и Д.Р.Толкина как классикам зарубежной научно-фантастической прозы.
Какие темы были предложены выпускникам из других регионов? Об этом сообщает официальный сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), темы можно посмотреть в специальном разделе «ТЕМЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ (АПРОБАЦИЯ)»