7 ноября 2014 года состоялось заседание кафедры специального фортепиано МЭЛ, на котором были подведены итоги прошедших в конце I четверти методических мероприятий в рамках совместного проекта МЭЛ-СГК «Школа-колледж-ВУЗ».
Методические мероприятия, состоявшиеся 29 октября 2014 года в актовом зале МЭЛ, включали творческую встречу педагогов и учащихся с профессором Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова С.Я. Вартановым в форме лекции-концерта и мастер-класса.
Лекция-концерт была посвящена выходу книги Сергея Яковлевича «Концепция фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова». Многогранность личности автора этой монографии (пианист, педагог, научный деятель, не так давно защитивший докторскую диссертацию) отразилась на характере жанра выступления. На протяжении часа С.Я. Вартанов рассказывал о книге, вовлекая всех присутствующих в дискуссию, исполнял отрывки избранных для показа сочинений.
В основе монографии Сергея Яковлевича, а значит, и его лекции, лежит триада «концепция – пластический текст – интерпретация». Концертирующий пианист подчеркивает важность наличия концепции как внутренней программы исполняемого сочинения, которую генерирует интерпретатор в многостороннем диалоге с текстом произведения, с образом его автора, аудиторией, а также с мировой культурой в целом. При этом в теоретической части книги Вартанов опирается не только на работы из области искусствоведения, но и проводит подчас неожиданные параллели с физическими законами (в частности, с принципом дополнительности Н. Бора) и понятиями когнитивной лингвистики (с теорией концептуальной интеграции М. Тернера).
Несмотря на то что в своей работе автор использует довольно сложный терминологический аппарат, С.Я. Вартанов вел речь с преподавателями и лицеистами простым и доступным языком. Как отметил Сергей Яковлевич, если в логике понятие «определяется», то концепт «переживается» исполнителем. «Концепцию может генерировать тот, кто хочет очеловечить содержательные смыслы музыки» (из материалов лекции).
Именно такому «очеловечиванию», попыткам выявить внутренний сюжет произведения была посвящена вторая часть встречи – мастер-класс, в которой приняли участие ученики МЭЛ (Амалия Хабарова, 4 класс, и Алиса Лавриненко, 9 класс) и ДШИ №6 (Даниил Кварацхелия). Как позже признался автор монографии, работающий в основном со студентами колледжа и консерватории, творческое общение с детьми оказалось для него интересным и захватывающим. Особенно Сергей Яковлевич выделил совсем юную лицеистку Амалию Хабарову, которой удалось за небольшой по времени «урок» наполнить свое исполнение новыми необычными красками.