29 августа 2013 года по инициативе МЭЛ как ресурсного центра был организован и проведен семинар «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования в интегрированной креативной среде» для педагогов и психологов Энгельсского района.
В ходе семинара были представлена программа психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников и других субъектов образовательной деятельности в интегрированной креативной среде.
За 20 лет в лицее накоплен значительный объем как теоретических и практико-центрированных знаний, так и результатов практических исследований по проблемам, связанным с одаренностью детей и их взаимодействием с участниками образовательного процесса.
В теоретической части семинара была представлена модель интегрированной креативной среды, которая воссоздает опыт инновационной деятельности Музыкально-эстетического лицея им. А.Шнитке. Слушателям было предложено системное и системно-синергетическое построение матричной модели, которое расширяет традиционное видение образовательной среды, обобщает и описывает практико-центрированную и эффективную систему работы Музыкально-эстетического лицея в вопросах социализации, культурогенеза и акмегенеза личности обучающихся.
Далее педагог-психолог МЭЛ раскрыла и наполнила содержанием как традиционные, так и специфические для МЭЛ направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:
- Диагностическое, оценочно-стимулирующее направление
- Коррекционно-развивающее направление
- Просветительское, компетентностно-ориентированное направление
- Консультационное направление
- Психопрофилактическое направление
- Экспертно-методическое направление
- Научно-исследовательское направление
В практической части семинара участники семинара, ставя проблему и определяя пути психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, сделали акцент на следующих положениях:
- развитие творческого потенциала есть условие самореализации личности, выявление личностной уникальности в любой сфере человеческой деятельности;
- творческие возможности ребенка могут сформироваться лишь в процессе познавательной активности, в которой ребенок постигает мир и самого себя;
- выявление уровня и типа одаренности ребенка – многосторонний процесс, опирающийся как на комплекс диагностических процедур, так и на широкий спектр жизненных показателей;
- важным фактором в развитии творческих и интеллектуальных возможностей ребенка является формирующее воздействие социального окружения (воспитания, обучения, созидания);
- формирование и развитие культуры жизни успешнее осуществляется в интегрированной креативной среде, позволяющей соединить и сделать триединым процессы социо-культуро-акмегенеза личности.
Программа психолого-педагогического сопровождения стала основой для обсуждения участниками семинара наболевших профессиональных вопросов, и намерений использовать предложенный опыт МЭЛ в свою практику.