22 апреля 2015 года по плану Ресурсного центра состоялось открытое заседание творческой рабочей группы по проблеме одаренности.
На этот раз разговор шел в рамках круглого стола и был посвящен особенности мотивации одаренных школьников. Участниками встречи стали 22 педагога школ №1,5,15,19,23,24,30,32, п. Пробуждение, с.Квасниковка и центра «Позитив».
Ведущая круглого стола Наталья Владимировна Бригадиренко очертила круг обсуждаемых вопросов, которые охватывали патриотическую грань (Что делать, чтобы одаренные не покидали страну?), теоретическую (Как сформировать на уроке «особое внутреннее состояние, которое придаст действиям ученика целенаправленность, осмысленность, сделает их лично значимыми для него?), методическую (Каким должно быть содержание образования, мотивирующее деятельность ученика?), психологическую (Как организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей?), профориентационную (Не совершается ли чудовищная ошибка, когда ребенок загоняется уже с первого класса, а то и раньше, в какую-то узкую специализацию?)
В ходе живого, бурного общения участники отметили, что содержание работы с одаренными учащимися определяется рамками учебных дисциплин и внеурочной деятельности. При этом важно создавать условия для оптимального развития способных детей через приемы, методы, формы работы, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества (личностно-ориентированный и дифференциальный подходы, творческие задания, проблемное обучение, групповые виды деятельности, формирование групп гомогенного состава…)
Многое зависит от формы урока, от применения на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих. Особенно эффективным для педагогов МБОУ «СОШ №23» представляется использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся
Участники привели примеры проведения нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др.
Педагоги МБОУ «СОШ №15» большое значение уделяют развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности через использование технологии личностно ориентированного обучения: внутриклассную и уровневую дифференциацию, игровые, проблемные, интерактивные технологии, а также проектное обучение. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит, яснее увидеть одаренность и уровень способностей каждого ребенка.
В ходе дискуссии возник вопрос о роли оценки в развитии потенциальных возможностей ученика. Ирина Сергеевна Малышева поделилась опытом внедрения десятибалльной системы в школе и доказала ее эффективность.
Психологи подняли вопрос о роли личности учителя в развитии мотивационных основ образования и сделали вывод о том, что взаимодействие учителя и ученика на уроке должно быть с позиции развивающего обучения.
Большим блоком был представлен опыт педагогов мотивации через внеурочную деятельность. Об этом рассказали: психолог Ирина Петровна Дорш, которая реализует элективный курс «Психологическая азбука» в 1 классах; Геннадий Петрович Савостин, который не только обобщил свой опыт ведения курса «Робототехника» для обучающихся 7 классов, но и показал действующие модели.
Особый акцент был сделан на роли социальных практик как основы повышения активности обучающихся в учебной, творческой, исследовательской деятельности. Опыт Гуляевой Галины Геннадиевны, учителя физкультуры, классного руководителя, создателя волонтёрского отряда «Инициатива», стал для участников яркой иллюстрацией и примером для подражания.
На заседании были освещены лишь некоторые вопросы из всей панорамы проблем одаренного детства. «За кадром» обсуждения остались вопросы профилактики мотивационного кризиса одаренных обучающихся, применение ИКТ в развитии познавательного интереса обучающихся, формирование познавательного интереса к предмету через групповую и индивидуальную формы работы, роли школьного научного общества. Было принято решение, что эти вопросы будут рассмотрены на следующих встречах творческой рабочей группы.
Завершая встречу, Наталья Владимировна вспомнила уникальную сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», за которой явно выступает модель одаренного детства. Почему-то всем утенок не нравился, каждый старался его принизить, задеть его достоинство, заклевать, обидеть. Так или иначе, усредненная культура хотела вытолкнуть его, выгнать за свои пределы. И этот описанный Андерсеном жизненный путь одаренного утенка, гадкого утенка, – это путь через странствия, боль. Поэтому наша задача при встрече с талантом, с одаренностью, создать условия, при которых гадкий утенок смог превратиться в красивого лебедя.