Главная » Методика и опыт » Новости ФИП

Новости ФИП

30 марта 2015 года в МЭЛ прошло открытое заседание лаборатории «Культура жизни» на тему «Биологические основы культуры жизни одаренных школьников», на который были приглашены классные руководители и участники лабораторий МЭЛ.

В центре внимания мероприятия был доклад руководителя лаборатории к.пед.н., д.ф.н. Елена Михайловна Лысенко по вопросам здоровьесбережения школьников. Вниманию собравшихся были представлены материалы семинара «Одаренные дети и дети с ОВЗ в общеобразовательной школе: аспекты эффективной социализации», который проходил в Санкт-Петербурге, и объединил представителей образовательных учреждений городов Санкт-Петербурга, Саратова и Энгельса. В рамках этого мероприятия рассматривалась проблема социализации подрастающего поколения к современному миру, умение жить в поликультурном сообществе, проявлять гражданскую позицию, поддерживать высокую мобильность и стрессоустойчивость.

Педагоги МЭЛ узнали, что проблема сохранения здоровья обучающихся в образовательном процессе актуальна для коллег из разных регионов. Так директор СОШ №508 (г. Санкт-Петербург) Варвара Александровна Зебницкая обратилась к опыту В.А.Сухомлинского, и процитировала его слова о здоровье человека «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В семинаре приняла участие д.ф.н. О.А. Рагимова (канд.мед. наук, д.ф.н.) с докладом «Здоровье и здоровый образ жизни: социально-психологический анализ». Она отметила, что анализ статистических данных показывает: на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% – имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. В соответствии с этим использование здоровьесберегающих технологий для формирования культуры здоровья приобретает жизненно важную роль.

Е.М. Лысенко показала значимость укрепления здоровья для школьников в целях их успешной социализации. Она отметила, что в системе инклюзивного образования творчество служит компенсацией сенсорных и двигательных нарушений для детей с ОВЗ, а также неотъемлемой частью жизни одаренных детей. Поэтому и подход к укреплению и сохранению здоровья школьников также должен быть творческим, чтобы мотивировать их на реализацию ресурсных и резервных возможностей психики. Научный руководитель Федеральной инновационной площадки в МБОУ МЭЛ им. А.Г. Шнитке представила доклад «Здоровьесберегающие технологии как условие актуализации биосоциальных основ культуры жизни». В выступлении большое внимание уделялось здоровью подрастающего поколения и, в частности, одаренным детям. Е.М. Лысенко отметила, что биологические основы культуры представляют собой единство генетических программ предрасположенности к освоению культуры жизни на основе психического развития и состояния здоровья, имеют жесткую структуру, рассчитанную на определенный отрезок человеческой жизни, а психосоциодуховные подсистемы изменяются, упорядочиваются, что свидетельствует о тенденции к бесконечному преображению в пределах существования человечества. Кроме того, в историческом процессе возрастания роли культуры в обществе биологические основания культуры социализируются, социальные одушевляются, психологические одухотворяются, и тем самым поддерживается бессмертие культуры жизни человека. Именно здоровье определяет тот отрезок жизни, который суждено пройти человеку, полному энергии и мотивированному на реализацию жизненных планов.

Участники заседания подчеркнули важность использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранить и приумножить соматическое, физическое и психическое здоровье школьников.

Собравшиеся признали интересным опыт коллег из других городов и обменялись и решили продолжить применение здоровъесберегающих технологий в своей деятельности.