Кафедра специального фортепиано
Кафедра специального фортепиано – одно из центральных звеньев творческого коллектива МЭЛ и академической культуры Энгельсского района в целом. Деятельность кафедры направлена на развитие лучших традиций русской фортепианной школы, подготовку исполнителей, для которых музыка станет профессией, а также на подготовку активных слушателей и любителей музыкального искусства.
Кураторами кафедры являются профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова А.А.Скрипай, А.Е.Рыкель Плодотворное сотрудничество с консерваторией ведется в рамках проекта «Школа-Колледж-Вуз». Фортепианная школа лицея стала известна в России и за рубежом благодаря многочисленным победам пианистов на Всероссийских и международных конкурсах в Германии, Болгарии, США, Китае и др. Многие лицеисты стали профессиональными музыкантами-исполнителями.
На кафедре специального фортепиано преподают 22 педагога. Многие из них имеют почетные звания и награды:
«Заслуженный работник культуры РФ». – 2 чел. (Н.И.Розенфельд, Т.С.Березкина)
«Почетный работник общего образования РФ» — 2 чел. (И.В.Николаева, В.А.Линёва)
победители конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» — 2 чел. (И.В.Николаева, В.А.Линёва)
лауреаты международных конкурсов – преподаватели А.А.Виниченко, А.Г.Долженко, Е.П.Корастилева, Т.Г.Соболева.
Восемь преподавателей совмещают работу в МЭЛ и ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова»:
- А.А.Скрипай. – профессор, зав кафедрой специального фортепиано СГК, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ;
- А.Е.Рыкель — профессор;
- А.А.Виниченко — доцент, кандидат искусствоведения;
- Л.И.Ангерт – доцент;
- А.Г.Долженко – старший преподаватель;
- Е.П.Корастилева – концертмейстер;
- Тураева Н. Н. – концертмейстер;
- Виноградова В. С. – концертмейстер.
УЧЕБНАЯ РАБОТА
На 1 сентября 2011-2012 учебного года на кафедре специального фортепиано занималось 135 учащихся.
Учебный процесс в МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» организован в соответствии с учебным планом, составленным на основе действующих государственных образовательных стандартов. С одной стороны, он отражает общие тенденции в образовании, с другой, — имеет свою специфику.
Во-первых, огромное влияние искусства на весь учебно-воспитательный процесс, разомкнутость учебного пространства, интегративность и концертность.
Во-вторых, вопрос выбора учащимися и их родителями между тем, что они считают для себя главным, а что второстепенным (о профессиональной направленности).
В-третьих, огромная насыщенность образовательных программ, расширяющихся в процессе обучения.
В-четвертых, широкое поле применения ИКТ во всех видах деятельности.
Таким образом, целесообразность, актуальность и новизна образовательных программ диктуется, с одной стороны, современными объективными условиями, с другой
стороны, — спецификой образовательного процесса в МЭЛ как инновационной интегративной учебно-образовательной модели.
Обучение ведется по образовательным программам, разработанным педагогами кафедры:
- рабочие программы — 10
- экспериментальные — 3
- авторские – 2
Среди них программы по следующим дисциплинам:
музыкальный инструмент «Фортепиано», чтение нот с листа, фортепианный ансамбль, а также предметы по выбору:
- музицирование,
- введение в концертмейстерство,
- инструментальный ансамбль.
Экспериментальная образовательная программа «Креативные принципы в работе над фортепианной техникой» (разработана И.В.Николаевой)
Программа непосредственно связана с основополагающими принципами концертной педагогики, креативности обучения и, таким образом, создания «культурного биополя», на котором строится вся образовательная деятельность лицея. Безусловным достоинством ее стали следующие принципы: необходимость заинтересованности ученика, содействие естественному развитию его дарования, а также – творческое применение интеграции в обучении.
Инновационные аспекты программы:
- Смещение акцента в постановке цели в работе над техникой и создание условий для оптимальной реализации творческих способностей одаренных детей.
- Методика построения урока, непосредственно включающая ученика в процесс музицирования, позволяющая дать целостное представление о мире музыки.
Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент: фортепиано» для 9-11 классов
Разработчики программы – А.Е.Рыкель, профессор СГК им. Л.В. Собинова; А.А.Виниченко, кандидат искусствоведения, доцент СГК им. Л.В. Собинова
Программа предназначена для изучения предмета на профильном уровне и находится в ряду экспериментальных научно-методических работ. Она обеспечивает методическую основу для подготовки учащихся в музыкальные вузы, минуя систему среднего профессионального образования.
Основная цель программы — воспитание и развитие цельной гармонической личности, способной интегрироваться в действительное мировое культурно-художественное пространство и способной воспринимать свойства мировой парадигмы не только герменевтическим путем, но и опираясь на анализ факторов и процессов, являющихся символами и выражениями ее целостности.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Научно-методическая деятельность в течение учебного года была насыщенной, разноплановой и велась по следующим направлениям: конференции, семинары, издание статей.
В течение 2011-2012 учебного года на кафедре специального фортепиано состоялись:
- совместный семинар педагогов кафедры и педагогов подросткового клуба «Волжанка» (МОУДОД «Дом детского творчества») г. Саратова.
- совместное проведение заседания «Круглого стола» педагогов кафедры специального фортепиано МЭЛ — кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Тема заседания – «Креативность и межпредметная интеграция в становлении технического мастерства музыканта».
- совместный семинар «Детская художественная одарённость» педагогов кафедры специального фортепиано МЭЛ — кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. (см. программу конфренции).
Одной из актуальных форм обобщения и анализа опыта работы считается участие преподавателя в конференциях. В 2011-2012 учебном году преподаватели кафедры приняли участие в следующих конференциях:
- в Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры» в Саратовском государственном социально-экономическом университете.
- во Всероссийской конференции в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. (ссылка на раздел «Новости»)
- в областной конференции «Методы, формы и приёмы работы с одарёнными детьми и их родителями» педагогов кафедры специального фортепиано МЭЛ. (см. программу конфренции)
Проекты кафедры