10 ноября 2014 года, в первый день новой четверти состоялось заседание методического объединения учителей русского языка и литературы МЭЛ. На круглым столом были подведены итоги предметной недели, которая прошла с 13 по 18 октября.
В 5А и 5Б классах учителем Ю.Б.Шаровой была проведена лингвистическая игра «Загадки русского языка».
Задания были разбиты по темам, связанным с орфоэпией, лексикой, этимологией, грамматикой, и представляли собой вопросы, ребусы, загадки.
В результате пятиклассники узнали много нового и интересного. Например, как правильно называть жителей Петербурга, Одессы, Томска, Курска, что общего между Макаром и макаронами, какой букве был поставлен памятник.
Учащиеся 6А и 6Б классов под руководством учителя Л.В.Петровой участвовали в проекте «Мир сказок», где каждому нашлось дело по душе.
В начале мероприятия учащиеся просмотрели презентацию Анны Рябикиной и Вероники Петровой «Слово «сказка» в изречениях и пословицах», в которой было дано толкование слова «сказка» и объяснение значения слова писателями XIX –XXI веков.
Первая остановка на пути называлась «Загадки». Викторину провела Комленкова Софья. Она предложила представить встречу с героями русских сказок, которые всем знакомы с детства, и отгадать их загадки (например, «В какой сказке главная героиня была сельскохозяйственным продуктом?»)
Остановка «Историческая». Перед ребятами был поставлен проблемный вопрос: «Почему сказка имеет счастливый конец?» Сначала учитель Л.В.Петрова на основе книги А.Шарова «Волшебники приходят к людям» рассказала о древнем обряде, связанном с переходом ребенка из детства во взрослую жизнь. Презентации учащихся были созвучны словам учителя, т.к. в них рассказывается о происхождении мифических персонажей сказок. (Вика Петрова – о Бел-горюч камне, Даниил Морозов – о Кощее Бессмертном, Софья Соина – о Бабе-яге, Лиза Игнатьева — о Водяном).
Станция «Исследовательская». Утверждение «Русские народные сказки – источники сказок литературных» подтвердили своими презентациями Гончарова В., Шевченко А., Попова А. Они сопоставили сказки А.С.Пушкина и сказки братьев Гримм: «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку «Снегурочка», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о рыбаке и его жене», увидели общие черты сказок, героев, сюжетные линии и нашли отличия. Самое сложное в этой работе – понять замысел А.С.Пушкина, увидеть, что отличие не только в том, что сказки Пушкина написаны стихами, но понять замысел поэта, идею сказки. Это была трудная исследовательская работа, с которой девочки справились. Работа Поповой Насти участвовала в межрегиональном конкурсе «Пушкин и Лермонтов – светлые гении», где заняла 2 место.
Просмотр сценки по бытовой сказке, которую подготовили Солодкая А., Хоперский Т., Депутатова М., помог ответить на вопрос «Чему учит сказка?»
Итогом работы в проекте стало создание коллажа «Мир сказок», который учащиеся 6 а, б классов создавали сообща, показав свое творческое начало, знание сказок , умение логически мыслить, создавать композицию.
Проект был построен на основе интеграции предметов литературы, живописи, театрального искусства и исследовательской работы с текстом.
Учащиеся 9А и 9Б классов вместе с учителем Полещенко О.Н. встретились в литературной гостиной. (Подробнее об этой встрече в репортаже Анастасии Ивановой и Елены Андреевой)
Учащиеся 10 классов провели презентацию межпредметного проекта «Сила слова» (руководитель проекта Шарова Ю.Б.)
Ученики 10 класса Раиса Абдулина, Дарья Бебнева, Виталий Говоров и Дарья Сапожкова рассмотрели слово с различных сторон: как оно используется в литературе, в магии, в психологии, в чем сила воздействия слова на человека с точки зрения биологов и физиков.
Из презентации В.Говорова десятиклассники узнали, как на физическом уровне происходит воздействие слова на материальный мир. Японский ученый Масару Эмото установил, что это воздействие связано с особыми свойствами воды, из которой, как известно, на 70% состоит человеческий организм. В настоящее время ученые открыли четвертое состояние воды – информационное, которое доказало, что у воды есть память. Исследования Масару Эмото показывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания.
В презентации Р. Абдулиной говорилось о том, что слова, фразы, предложении – это своеобразный пароль, ключ к картине нашего мира. Слова кодируют реальность, и существует ряд приемов изменения реальности через слово. Об одном из них, аффирмациях, было рассказано подробно.
Д. Бебнева рассказала о том, как слово работает в магии. В магии слово – это энергия и великая вибрационная сила. Словом можно убить или подарить новую жизнь. Властью магических слов можно подчинить себе как страны и народы, так и силы природы. Доступ к этой силе дают специальные словесные формулы, которые мы называем колдовскими заговорам и магическими заклинаниями.
О воздействии на человека художественного слова рассказала Д. СапожковаДля писателей слово — это не только инструмент для создания своих творений, но и высшая сила, влияющая на людей, способ оставить свой след в истории человечества, который не сотрется с течением времени. «Время проходит, но сказанное слово остается», — писал Л.Н. Толстой в главе «Слово» своей книги «Путь жизни».
А наши одиннадцатиклассники ярко раскрыли свои литературные таланты в игре «Печатный двор» (руководитель проекта – Зинченко Г.С.). О том, как прошло это мероприятие, какие сборники были изданы, можно узнать, прочитав материал «В лицее открылось издательство».