25 ноября 2014 года в рамках мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения нашего великого земляка Альфреда Шнитке, состоялась юбилейная программа «А. Шнитке – гений ХХ века».
Программа включала:
- Слово о великом мастере – доклад Александра Ивановича Демченко, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В.Собинова.
- Праздничный концерт из произведений А. Шнитке в исполнении учащихся и преподавателей МЭЛ.
А.И. Демченко – известный в России музыковед, автор 2 книг, посвященных А.Г. Шнитке: «Гений из Энгельса. Альфред Шнитке – штрихи к портрету» и «Гений из Энгельса: контексты и концепты». Эти работы не единственные в огромном багаже трудов А.И. Демченко. Целый ряд статей, опубликованных в последние годы, в том числе «Космогония авангарда и прогнозы Альфреда Шнитке» и «Диалог времён в музыке Шнитке» – показатели устойчивого и пристального внимания учёного к личности поразительного Мастера, «художника планетарного масштаба», словно услышавшего божественную музыку сфер и сумевшего передать «флюиды космизма» нам, землянам.
![]() |
![]() |
В своем выступлении Александру Ивановичу Демченко удалось органично сочетать популярную манеру изложения о жизни композитора с основательным анализом конкретных произведений, написанных в обозначенные временные периоды. Это рассказ о детстве и отрочестве, творческих истоках и исканиях А.Шнитке, прославившего город Энгельс своим рождением, о радикальных устремлениях, в частности, авангардных поисках композитора, сделавшего своеобразным знамением развития музыкального искусства второй половины ХХ века такой кардинальный вектор, как полистилистика. Здесь же раскрываются столь важные для формирования звукового мира композитора контакты с другими людьми, различными социально-художественными явлениями. Исследуется космогоническая идея, принявшая статус творческого кредо Шнитке и представленная как художественный прогноз на будущее, как прорыв в неизведанную фоносферу. При этом музыкой был пронизан весь текст выступления, музыка словно озвучивала материал.
Хронология была дополнена суждениями самого Шнитке, воспоминаниями о нём его родных, друзей, коллег, самого Александра Ивановича Демченко (который неоднократно встречался с А. Шнитке), что, собственно, и образует «штрихи к портрету».
Отдельно хотелось бы отметить увлекательность и коммуникабельность изложения материала. В манере развёртывания своих положений автор ориентируется на слушателя, заботится о нём (в зале присутствовали ученики старших классов МЭЛ, педагоги лицея, представители творческой интеллигенции города). Стиль выступления приглашает к общению, оно «подано» так, что хочется принять участие в обсуждении затронутых тем, высказать свои собственные соображения и слушать, слушать музыку великого Мастера — Альфреда Шнитке.
Ведущая программы – Т.В. Кривошея-Бейдик, ответственные за проведение – И.В.Николаева, Ж.И. Преображенская.
Фрагмент выступления А.И. Демченко:
«Для подавляющего большинства иностранцев Россия – это чуть ли не единственно Москва и Петербург, а также в лучшем случае ещё и Волга, Сибирь. Однако с некоторых пор, по крайней мере, для просвещённых ценителей искусства на далёких горизонтах мирового лексикона обозначилось географическое название Энгельс.
Своей недавно возникшей и неуклонно растущей известностью этот населённый пункт во многом обязан композитору Альфреду Шнитке. Кто бы мог подумать, что он, который родился и провёл первые двенадцать лет жизни в совсем небольшом заволжском городке, станет не просто всесветно известным музыкантом, а признанным лидером мировой музыки второй половины ХХ века. Но кто знает, как бы сложилась его творческая судьба и так ли вообще сложилась бы комбинация заложенных в нём генов, если бы он родился в других местах и начинал свой путь не на волжских берегах.
Жан Поль Сартр как-то заметил: «У каждого человека свои природные координаты: уровень высоты не определяется ни притязаниями, ни достоинствами…», приходится признать справедливость ходовой аксиомы «Все мы родом из детства».
После депортации 1941 года из немецкой «столицы» Энгельс быстро преображался в типично российскую провинцию. И Альфред из ребёнка превращался в подростка, как губка впитывавшего впечатления окружающего мира. «Я с детства мечтал стать композитором и больше никем». Именно тогда он приобрёл определённое, если не знание, то ощущение самой обыкновенной жизни самых обыкновенных, «рядовых советских» людей, а по сути – совершенно типичных русских «слобожан».
Нетрудно предположить, что в будущем именно это ощущение так или иначе могло побуждать композитора обращаться в своём творчестве к ресурсам бытовых пластов музыкального обихода с соответствующей спецификой «просторечия» и тривиально-расхожего. Вполне вероятно, что в его музыкальной интуиции уже тогда внутренне вызревало зерно стихии банального, обыденно-сентиментального, особенно живучего и всегда актуализированного в контексте русского провинциализма, в том числе в звуковой атмосфере, окружавшей будущего композитора в Энгельсе.
Что ж, будем благодарны судьбе и стечению обстоятельств, что они создали эту фигуру именно такой – невероятно противоречивой и «синтетической». Ведь в какой-то степени благодаря этому Шнитке сумел сказать самое весомое слово в мировой музыке конца ХХ столетия. И не будем забывать, что в своей изначальности глобальное художественное пространство, созданное композитором, восходит к локусу под названием российские немцы и даже уже – немцы Поволжья. И если бы этот своеобразный национальный анклав дал миру только одного Альфреда Шнитке, то и того было бы более чем достаточно, чтобы оправдать существование данного исторического феномена».