Кафедра специального фортепиано

Кафедра специального фортепиано – одно из центральных звеньев творческого коллектива МЭЛ и академической культуры Энгельсского района в целом. Деятельность кафедры направлена на развитие лучших традиций русской фортепианной школы, подготовку исполнителей, для которых музыка станет профессией, а также на подготовку активных слушателей и любителей музыкального искусства.

Кураторами кафедры являются профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова А.А.Скрипай, А.Е.Рыкель Плодотворное сотрудничество с консерваторией ведется в рамках проекта «Школа-Колледж-Вуз». Фортепианная школа лицея стала известна в России и за рубежом благодаря многочисленным победам пианистов на Всероссийских и международных конкурсах в Германии, Болгарии, США, Китае и др. Многие лицеисты стали профессиональными музыкантами-исполнителями.

На кафедре специального фортепиано преподают 22 педагога. Многие из них имеют почетные звания и награды:

«Заслуженный работник культуры РФ». – 2 чел. (Н.И.Розенфельд, Т.С.Березкина)

«Почетный работник общего образования РФ» — 2 чел. (И.В.Николаева, В.А.Линёва)

победители конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» — 2 чел. (И.В.Николаева, В.А.Линёва)

лауреаты международных конкурсов – преподаватели А.А.Виниченко, А.Г.Долженко, Е.П.Корастилева, Т.Г.Соболева.

Восемь преподавателей совмещают работу в МЭЛ и ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова»:

  • А.А.Скрипай. – профессор, зав кафедрой специального фортепиано СГК, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ;
  • А.Е.Рыкель — профессор;
  • А.А.Виниченко — доцент, кандидат искусствоведения;
  • Л.И.Ангерт – доцент;
  • А.Г.Долженко – старший преподаватель;
  • Е.П.Корастилева – концертмейстер;
  • Тураева Н. Н. – концертмейстер;
  • Виноградова В. С. – концертмейстер.

УЧЕБНАЯ РАБОТА

На 1 сентября 2011-2012 учебного года на кафедре специального фортепиано занималось 135 учащихся.

Учебный процесс в МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» организован в соответствии с учебным планом, составленным на основе действующих государственных образовательных стандартов. С одной стороны, он отражает общие тенденции в образовании, с другой, — имеет свою специфику.

Во-первых, огромное влияние искусства на весь учебно-воспитательный процесс, разомкнутость учебного пространства, интегративность и концертность.

Во-вторых, вопрос выбора учащимися и их родителями между тем, что они считают для себя главным, а что второстепенным (о профессиональной направленности).

В-третьих, огромная насыщенность образовательных программ, расширяющихся в процессе обучения.

В-четвертых, широкое поле применения ИКТ во всех видах деятельности.

Таким образом, целесообразность, актуальность и новизна образовательных программ диктуется, с одной стороны, современными объективными условиями, с другой

стороны, — спецификой образовательного процесса в МЭЛ как инновационной интегративной учебно-образовательной модели.

Обучение ведется по образовательным программам, разработанным педагогами кафедры:

рабочие программы — 10
экспериментальные — 3
авторские – 2

Среди них программы по следующим дисциплинам:

музыкальный инструмент «Фортепиано», чтение нот с листа, фортепианный ансамбль, а также предметы по выбору:

  1. музицирование,
  2. введение в концертмейстерство,
  3. инструментальный ансамбль.

Экспериментальная образовательная программа «Креативные принципы в работе над фортепианной техникой» (разработана И.В.Николаевой)

Программа непосредственно связана с основополагающими принципами концертной педагогики, креативности обучения и, таким образом, создания «культурного биополя», на котором строится вся образовательная деятельность лицея. Безусловным достоинством ее стали следующие принципы: необходимость заинтересованности ученика, содействие естественному развитию его дарования, а также – творческое применение интеграции в обучении.

Инновационные аспекты программы:

  1. Смещение акцента в постановке цели в работе над техникой и создание условий для оптимальной реализации творческих способностей одаренных детей.
  2. Методика построения урока, непосредственно включающая ученика в процесс музицирования, позволяющая дать целостное представление о мире музыки.

Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент: фортепиано» для 9-11 классов

Разработчики программы – А.Е.Рыкель, профессор СГК им. Л.В. Собинова; А.А.Виниченко, кандидат искусствоведения, доцент СГК им. Л.В. Собинова

Программа предназначена для изучения предмета на профильном уровне и находится в ряду экспериментальных научно-методических работ. Она обеспечивает методическую основу для подготовки учащихся в музыкальные вузы, минуя систему среднего профессионального образования.

Основная цель программы — воспитание и развитие цельной гармонической личности, способной интегрироваться в действительное мировое культурно-художественное пространство и способной воспринимать свойства мировой парадигмы не только герменевтическим путем, но и опираясь на анализ факторов и процессов, являющихся символами и выражениями ее целостности.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Научно-методическая деятельность в течение учебного года была насыщенной, разноплановой и велась по следующим направлениям: конференции, семинары, издание статей.

В течение 2011-2012 учебного года на кафедре специального фортепиано состоялись:

Одной из актуальных форм обобщения и анализа опыта работы считается участие преподавателя в конференциях. В 2011-2012 учебном году преподаватели кафедры приняли участие в следующих конференциях:

Проекты кафедры

«Школа-колледж-вуз»
«Здравствуй, госпожа музыка».