В лицее появился «Ящик доверия»

Дорогие ребята, родители и педагоги!

К сожалению, часто по дороге жизни мы несем груз проблем, потому что нет рядом тех людей, которые обратили бы наше внимание на мир вокруг; нет условий, которые позволили бы нам раскрыться и довериться; нет уверенности, что нас выслушают, поймут и примут именно с теми чувствами, которые мы испытываем сейчас. И этот груз мешает нам двигаться вперед, познавать новое и неизведанное, развивать свои способности и возможности, становиться успешной, открытой и уверенной Личностью.

Мы предлагаем вам обратить внимание на свой внутренний мир, на свои чувства, мысли и начать заботиться о себе!

Поэтому в лицее появился Ящик Доверия, в который лицеисты и их родители могут бросить добрые и теплые, злые и противные, грустные и печальные письма, пожелания и откровения о наболевшем, о тревожном и беспокоящем вас. Эти послания могут быть как с подписью, так и анонимными, т. е. как вы захотите!

Психологическая служба гарантирует полную конфиденциальность. Похожие вопросы мы объединили в группы и постарались на них ответить.

Спасибо вам за откровенность! Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Психологическая служба МЭЛ готова ответить на вопросы, поступившие в 2013-2014 учебном году в почтовый ящик.


ВОПРОС 1. Зачем нужны психологи и кто они такие

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр — одно и то же».

Правда: Врач-психиатр — это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).

Психолог — специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.

Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу — об этом станет известно всей школе».

Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога — КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% — со средними и т. д.).

наверх

ВОПРОС 2. Чем занимается психолог в школе?

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми — с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания — такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути. Уже начиная с восьмого класса многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог — человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

наверх

ВОПРОС 3. По каким признакам можно оценить процесс адаптации первоклассника?

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка (как Вы поймете, что процесс адаптации протекает нормально):
  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются:
(как Вы поймете, что процесс адаптации протекает неблагоприятно)
  • негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
  • при неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Длительность процесс адаптации первоклассников:

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) — дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

Факторы, влияющие на протекание процесса адаптации:
  • адекватная оценка своего положения ребенком
  • правильные методы воспитания в семье
  • наличие/отсутствие в семье конфликтных ситуаций
  • статус в группе сверстников
наверх

ВОПРОС 4. Как помочь ребенку безболезненно перейти в 5 класс и успешно адаптироваться в средней школе?

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Кроме того, это сложный этап перехода от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

наверх

ВОПРОС 5. Как развивать одаренность?

Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:

  • Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  • У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  • Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
  • Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
  • Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
  • Я стараюсь показать ребенку интересные места.
  • Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
  • Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
  • Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  • Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  • Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
  • Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  • Я регулярно читаю ребенку.
  • Я приучаю ребенка к чтению с детства.
  • Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
  • Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
  • Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
  • Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
  • Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
  • Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
  • Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  • Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  • Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
  • В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  • Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  • Я помогаю ребенку быть личностью.
  • Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  • Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
  • Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.

Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 %, у вас должно получиться, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.

наверх

ВОПРОС 6. Как помочь ребенку сдать экзамены?

Так как не указан возраст ребенка, будем считать, что речь идет о выпускном экзамене. Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного, если, конечно, раньше он соблюдался. Вставайте, как и в учебное время, в 7-7.30 утра. Не забывайте о зарядке. Как и в школе, через каждые 45 минут устраивайте 5-10 минутные перерывы. Через три часа занятий, примерно в 11.30, перерыв должен быть более длительным (30-40 минут). После такого отдыха можно еще позаниматься полтора — два часа. В следующий 1,5-2 часовой отдых нужно пообедать, а после обеда погулять на улице, лучше всего в парке или сквере. Можно поиграть в бадминтон, теннис, даже искупаться, если пляж недалеко. Только не советуем загорать.

Прогулка на свежем воздухе хороша, но помните, что с 16 до 18 часов вы сможете еще многое повторить, потому что в это время, как и утром, начинается второй подъем работоспособности. В 19 часов книги и тетради нужно отложить до следующего утра.

На ужин рекомендуется творожные изделия, каши, молоко, кефир. После ужина — отдых. Не спешите садиться к телевизору. Кино и телевидение лучше на время подготовки к экзаменам исключить. Это не отдых от занятий, а дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему. Лучше еще на час выйти на улицу.

Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Перед сном хорошо проветрить комнату, в которой вы спите, а на ночь оставляйте форточку открытой.

Таким должен быть ваш каждый день подготовки к экзаменам. Но в день перед сдачей экзамена так много заниматься не следует. Поэтому планируйте расписание своих занятий так, чтобы в этот день заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе. Раньше лягте спать, приготовив заранее все для завтрашнего дня.

Утром сделайте зарядку и примите душ, это придаст вам бодрость на весь день. Завтрак должен быть сытным и обязательно горячим: омлет, каша, сосиска, чай или кофе с молоком, хлеб с маслом. Все это можно быстро приготовить самостоятельно.

Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. Во время подготовки к экзаменам обязательно полноценное питание. В дневной рацион должны быть включены мясо, рыба, овощи, фрукты, соки, молочные продукты, растительные и сливочные масла.

И еще раз о ненужном волнении. Не секрет, что некоторые ученики боятся экзаменов, несмотря на то, что хорошо к ним подготовлены. Это часто приводит к срыву на экзамене. В этом случае лучшее успокаивающее средство — самоубеждение. Приучайте себя к мыcли о том, что вы знаете ответы на любые вопросы. Экзамены у вас принимают ваши же преподаватели, доброжелательно к вам настроенные. Представьте, что экзамен — это праздник. А он и в самом деле праздник. Надеемся, что вы в этом убедитесь.

наверх

ВОПРОС 7. Как победить свою лень?

Предлагаю несколько способов преодоления лени.

1. Чтобы перестать лениться, надо ничего не делать.

Я серьезно. Станьте посреди комнаты и ничего не делайте, абсолютно ничего: не ешьте, не пейте, не читайте, не лежите, не слушайте музыку, не думайте. Не пройдет и пятнадцати минут, и вы точно приметесь за дела.

2. Да тут дела на пять минут.

Заставьте себя поработать пять минут, это намного проще, чем приниматься за дела, осознавая, что придется трудиться целый день. Пять минут можно вытерпеть все что угодно, и в тоже время этого достаточно, чтобы начать работу. Дальше вы уже не сможете остановиться.

3. Разбейте большие дела на части.

Взяться за решение большой задачи просто невозможно. Разбейте ее на маленькие части и выполняйте поочередно — это намного проще.

4. Рутину — прочь!

Все делать, лишь бы ничего не делать? Поесть, помыть посуду, сходить магазин, проверить почту, посмотреть новости, почитать блоги друзей… Понятно, что все это отвлекает от основных задач и может выполняться только в свободное время.

5. Работайте с самого утра.

Люди делятся на «жаворонков» и «сов». Совы обычно целый день ленятся, изобретая бесконечные отговорки, и за дела садятся только к вечеру. Милые совы, мы с вами в равной степени можем работать как днем, так и вечером.

6. Вознаграждайте себя.

Любой труд должен быть вознагражден, поэтому, работая, полезно себя, вовремя поощрять. Выполнили часть дела — выпейте чашечку кофе с любимым печеньем, прогуляйтесь или просто отдохните 5 минут. Это хорошая привычка.

7. Не откладывайте на завтра.

Завтра — это самый загруженный день недели, ведь мы постоянно откладываем дела на завтра. Если хотите начать жизнь заново, сделайте это прямо сейчас — завтра появится какое-то очень срочное дело или вы просто передумаете. Даже если уже довольно поздно, начните свое дело сегодня — закончить начатое легче, чем начать новое.

8. Перегрузка

Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Есть даже термин — «охранительное торможение». Если будешь долго работать на износ, то однажды не найдешь в себе сил даже для простых дел — организм просто откажется тебе подчиняться. Когда человек постоянно повышает нагрузку и не дает телу и мозгу отдых, природа включает лень как защитный механизм. Ты отменяешь все дела и целый день проводишь перед телевизором. Такая лень возникает у трудоголиков.
Что делать?
Прежде чем обвинить себя в лени, подумай, чем ты так утомлен. Если тебя раздражает то, что ты тратишь выходные на доделывание домашней работы, измени распорядок дня, распредели нагрузку так, чтобы нужной работой ты занимался только в будни.

9. Как у классиков

Если ты, не осилив Толстого, прочитал хотя бы знаменитый роман Гончарова, эта разновидность лени будет тебе понятна. Подобно Илье Ильичу, ты лежишь на диване и ничего не делаешь. Чаще всего такая лень — следствие твоего сопротивления тому, чего ты делать не хочешь или не понимаешь, зачем это тебе нужно. Психологи говорят, что отсутствие цели — серьезная причина, чтобы ничего не делать, точнее, не хотеть. В таких случаях ты предпочитаешь защитить свой организм от ненужных, на твой взгляд, движений.
Что делать?
В идеале — делать только то, что нравится. Но если это невозможно, попробуй найти цель, которая будет заставлять тебя просыпаться утром, двигаться и действовать. Она должна быть амбициозной (иначе она не будет вдохновлять), но выполнимой. Еще один вариант контролировать свою лень — четкое планирование.

наверх

ВОПРОС 8. Как учиться лучше?

Учеба-это самое трудное дело для подростка? Мало кто ее любит. Многим заучивание, решение математических задач и даже чтение дается с трудом. К тому же многие подростки думают, что учителя несправедливо оценивают и при контакте с учителем возникает конфликт. Дома ждет наказание. Да, учеба многим подросткам кажется сущим адом…

Но к счастью есть еще советы, которым не боясь могут следовать любые подростки, обучающиеся в школе. Для начала рассмотрим, что же делать, чтобы обучение давало свои результаты.

  • Не бойся, если учитель решит посадить тебя за первую парту! Либо ты научишься лучше и быстрее схватывать информацию, либо учитель поймет, что много требовать от тебя не стоит. Оба случая пойдут на пользу и тебе, и учителю.
  • Не ленись каждый день выделять минут 30 для того, что тебе наиболее сложно удается (развитие памяти, математической логики или др.)
  • Заручись поддержкой учителя. Профессиональная помощь – самая лучшая для подростков. И главное не медлить: лучше спросить сейчас, чем потом нагружать себя большим количеством информации и «нагонять» материал.
  • При обучении эффективно развивать память, ассоциируя с чем-то предметы, логически размышляя при решении задач и представляя себе картины или себя в роли главного деятеля, например, при изучении исторических наук.
  • В то время, как делаете домашние задания, найдите себе постоянное тихое место в доме, где бы вас как можно меньше отвлекали посторонние предметы.
  • И еще один совет, немного с юмором, но эффективный: как придете домой – постарайтесь не откладывать домашнюю работу и желательно, если делать это на голодный желудок. Многие древние мыслители установили, что мыслится на голодный желудок гораздо быстрее и плодотворнее. Также помните: сделал дело – гуляй смело! Стоит за неделю приучить себя к такому распорядку, как дальше он пойдет автоматически.
наверх

ВОПРОС 9. Как стать более уверенным в общении с незнакомыми людьми?

Что делать, если в компании чужих людей ты тушуешься и теряешься? Хорошо, если только в присутствии чужих, а то и в своем кругу. С тобой мало кто общается, потому что не интересно, а когда ты пытаешься подключиться к общему разговору, то после двух-трех слов начинаешь сбиваться и заикаться. Специально для такого случая придуман термин «барьер общения».

Барьер общения — это недостаток, от которого тебе придется избавиться. Даже если тебе очень нравится быть одному и чихать ты хотел на любой коллектив, то все равно придется находиться среди людей, ну, разве что изберешь себе карьеру Робинзона. Однако если ты решил добиться чего-то в жизни, будь готов к общению, причем с разными людьми. Когда придешь устраиваться на работу, тебе придется для начала произвести приятное впечатление на своего работодателя. Начав работать, тебе придется контактировать с большим количеством людей, как приятных, так и далеко не очень — начальниками, сослуживцами, коллегами. Люди, которые легко заводят знакомство (особенно с полезными и нужными людьми), способны добиться в этой жизни очень и очень многого. При этом их внешность и интеллект не играют главной роли.

Итак, учимся быть общительными. Определи для себя тех своих друзей, которых считаешь общительными, которые тебе нравятся. Наблюдай за тем, как они держатся. Подумай о том, что тебе надо изменить, чтобы вести себя подобным образом.

С чего начать беседу? Иногда оказываешься в компании, где все сидят и молчат, а ты не знаешь, с чего начать разговор. Состояние — хуже некуда, и ты просто готов иногда провалиться сквозь землю. А если тебе еще хотелось произвести на собеседников неизгладимое впечатление, то чувствуешь себя вообще отвратительно. Повода для паники нет. Даже самые общительные люди иногда оказываются в такой неудачной для себя ситуации. Для того чтобы что-то получалось, необходимо приложить усилия. И умение вести разговор — в этом смысле не исключение.

Лучше всего начать беседу с вопроса. При этом вопрос должен быть построен так, чтобы на него невозможно было ответить однословным «да» или «нет», чтобы человеку действительно пришлось отвечать. Плохой вопрос: «Сегодня хорошая погода, не правда ли?» Хороший вопрос: «Скажите, вы, случайно, не в курсе, сколько медалей вчера российские спортсмены получили на олимпиаде?»

Существует несколько универсальных поводов задать вопрос.

Например, общие знакомые. Если вас познакомил общий друг, можно поговорить о нем, спросить как долго ваш собеседник с ним знаком, как они познакомились и т. д.

Если ты чувствуешь, что тебе довольно тяжело найти общий язык с незнакомым человеком, необходимо иметь несколько заранее продуманных ходов.

Задав вопрос, внимательно выслушай ответ. Секрет умения завязать беседу именно в том и состоит, чтобы из ответа собеседника вычленить отправную точку, которая поможет продолжить беседу либо в прежнем русле, либо на другую тему.

Даже если собеседник не дал тебе ни одной зацепки, не расстраивайся, продолжай следовать к своей цели — задай следующий вопрос, пошути, в конце концов.

Если собралась большая компания, то все, что ты говоришь, должно быть адресовано ко всем присутствующим. Когда тебе надо обратиться к кому-нибудь одному, делай это так, чтобы все остальные присутствующие не почувствовали себя лишними на этом празднике жизни.

наверх

ВОПРОС 10. Почему родители не понимают меня?

Общение с людьми — большое счастье. Люди окружают тебя каждый день. Это твои родители, братья и сестры, подруги, одноклассники. Человек не может жить без общения с людьми. Недаром очень тяжелым наказанием для человека издавна считалось изгнание.

Самые близкие тебе люди — это твои родители. Они делают все для того, чтобы ты росла здоровой, хотят, чтобы ты хорошо училась, была доброй, веселой, трудолюбивой. Они хотят, чтобы ты стала полноценным членом нашего общества.

Ты с детства привыкла к родительским запретам и, может быть, только теперь поняла, что они хотят этим уберечь тебя от различного рода опасностей, о которых знают лучше тебя, так как имеют опыт. Ты же еще о многих опасностях и не подозреваешь. Но если раньше ты, хотя и не всегда с первого слова, сравнительно легко подчинялась требованиям родителей, то теперь, когда ты считаешь себя взрослой, их наставления кажутся тебе излишними. Ты считаешь, что теперь ты сама знаешь, как поступить.

Конечно, теперь, когда ты выросла и замечаешь, что и взрослые не всегда правы, что и они могут ошибаться, их совет тебе не всегда кажется более разумным, чем твое собственное мнение. Когда суждения взрослых об одном и том же предмете или явлении расходятся, это укрепляет тебя в твоем собственном мнении. В твоем возрасте вполне естественно стремление к самостоятельности, самоутверждению. И все же ты еще далеко не зрелый человек. Ведь зрелость — это прежде всего опыт. А для приобретения опыта нужно немалое время. Порой для принятия правильного решения по какому-либо вопросу и взрослому, изрядно пожившему человеку не хватает опыта. Молодому человеку, не успевшему столкнуться с определенными трудностями, тем более негде взять опыта, а значит, вероятность ошибки больше. Чтобы твой, пока еще малый, хотя и растущий с каждым днем опыт не стал для тебя слишком горьким, не торопись отказаться от совета старших, близких тебе людей.

По молодости и неопытности ты можешь легко оказаться под влиянием дурных людей. Поэтому у тебя не должен вызывать раздражения вполне понятный интерес родителей — куда и с кем ты идешь, когда вернешься. Хотя и ты, конечно, отвечаешь за себя, но за тебя в ответе и родители. Поэтому не расценивай их интерес к твоим делам, как посягательство на твою личную свободу. Если с мамой у тебя установились доверительные отношения, ты можешь с ней поделиться своими переживаниями, спросить обо всем. Тогда и совет получишь самый надежный и верный.

Ты успеешь еще стать «совсем взрослой». Она ведь довольно длинная эта «взрослая жизнь». Юность же непродолжительна и неповторима. Цени и береги ее.
В переходном возрасте оживляется деятельность щитовидной и других желез внутренней секреции. Гормон щитовидной железы — тироксин — является причиной твоей повышенной чувствительности и непостоянства настроения. Родителям в последнее время с тобой совсем непросто. Ты стала легко обижаться, то вдруг готова расплакаться, а то, будто бы против своей воли, нагрубишь маме и с большим трудом заставляешь себя признать, что была неправа. Тебе кажется, что дома тебя никто не понимает.

Создай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе не обязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты скрываешь от них нечто ужасное. И вот тогда они постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

Присмотрись к своему поведению. Постарайся сдерживать себя, воспитывай умение владеть собой. Не переноси свое плохое настроение на окружающих, особенно на уставших после работы родителей. Когда ты заметишь, что сумела сдержаться, преодолела желание нахмуриться и вместо этого улыбнулась, ты поймешь, какую победу одержала над собой. Стремись доставить радость близким тебе людям, пусть даже в так называемых мелочах. Как будет благодарна тебе мама за помощь в домашних заботах! Не думай только о себе. Даже самое маленькое внимание, проявленное к другим, встретит ответную доброту и благодарность.

наверх

ВОПРОС 11. Я некрасивая… никто никогда не полюбит меня!

Возможно, у тебя есть некоторые недостатки, но у тебя есть и выбор, что с этим делать. Можно начать ненавидеть себя, понимая, что никогда не стать красавицей с обложки журнала. Их действительно единицы, хотя красивых, приятных и необычных лиц — миллионы. Можно поработать над собой — самостоятельно или с помощью специалистов — благо, сейчас есть, куда обращаться. Гораздо хуже было твоим ровесницам из 70-80-ых годов — Розовая вода и Огуречный лосьон были тогда самым большим достижением лечебной косметики и являлись дефицитом.

Если ты действительно недовольна своим лицом, фигурой, прической — значит, пора что-то изменить. Если же недовольство постоянное, слишком сильное и по любому поводу, незаметному большинству окружающих, – задай себе вопрос: а есть ли что-то такое, что тебе нравится в себе самой? Если ты затрудняешься, возможно, стоит посоветоваться не только с косметологом, диетологом и парикмахером, но и с психологом. Может быть, причина вовсе не во внешности, а в отношении к себе? Вспомни, сколько среди твоих знакомых далеко не красавиц, но веселых, уверенных, интересных девушек или юношей, привлекающих к себе людей отнюдь не своей внешностью.

Присмотрись: ты можешь обнаружить шарм, стиль, обаяние, привлекательные черты характера… Кому-то это дано природой, кому-то нужно время, чтобы все осознать и начать меняться, кому-то нужна помощь специалиста — и это нормально, специалисты для того и существуют, чтобы помогать. Желаю успеха!

наверх

ВОПРОС 12. Почему портятся отношения с родителями?

Чем взрослее вы становишься, тем меньше становится твоя зависимость от родителей. Что не может тебя не радовать. Самостоятельность переполняет тебя гордостью, пьянит и кружит голову.

И вдруг — бац! Гром и молния! Оказывается, твоих родителей твоя чрезмерная самостоятельность отнюдь не радует, а даже совсем наоборот.

Родители прилагают значительные усилия, чтобы урезать твою независимость. Ситуация накаляется до предела, воздух насыщается электричеством, пробегают искорки и… Настоящая гроза начинает бушевать в твоем доме. Обе стороны метают громы и молнии, папа хватается за ремень, мама за сердце, ты заваливаешь дверь в комнату всем, что попадается под руку и вывешиваешь «Веселого Роджера».

Между тобой и родителями появилась огромная непреодолимая, на первый взгляд, пропасть, в которую свалены планы твоего детства. И пока ты даешь себе самую страшную клятву отомстить ЭТИМ за все свои унижения, твои родители теряются в догадках «Что же случилось с нашим мальчиком?» Налицо — типичный статусный конфликт. Родители просто не готовы признать твой новый статус. Статус взрослого человека. Будь спокоен, это у них надолго. Ты будешь иметь свою семью, детей. А мама все так же будет стремиться положить тебе в карман носовой платочек. Для нее ты так и останешься крохотным несмышленышем, за которым нужен глаз да глаз, и который просто пропадет без ее присмотра. Для своих родителей мы всегда остаемся малыми детьми — это аксиома, с которой придется бороться.

Это будет пробный тест на самостоятельность, на право принимать собственные решения. Если не научиться делать это сейчас, то в дальнейшем это ой как аукнется. Ведь есть такой тип родителей, которые постоянно лезут в жизнь собственных детей. Указывая им, куда им надо поступать учиться, с кем и как дружить. Они сами выберут жениха (или невесту), чтобы потом так же полноправно вмешиваться в семейную жизнь. Радостная перспектива? Поэтому стоит сразу утвердиться в новом статусе.

Так что же больше всего пугает твоих родителей? Честно говоря, причин для родительских страхов множество. Но если их усреднить и обобщить, то можно сказать, что больше всего их страшит потеря контроля над тобой. Нет, в большинстве своем родители не сторонники тоталитарной доктрины.

Просто ты — их самое главное и дорогое создание в жизни, за которое они переживают. И они просто не могут себе позволить, чтобы их труд пропал зря. Они не готовы к тому, что ты, с которым они проводили столько времени, вышел на новую орбиту, что теперь ты проводишь больше времени с друзьями, чем с ними. И это заставляет их нервничать.

А что происходит с тобой? С возрастом круг общения существенно расширяется. И тут наступает пора удивительных открытий. Оказывается, люди, ранее составлявшие весь твой мир и состоявшие из одних достоинств, таковыми вовсе не являются. Твой отец далеко не самый сильный и умный и в жизни далеко не победитель. Твоя мать не самая красивая и кто-то готовит лучше нее. И вообще они словно застряли в развитии, они не модны и не современны, их рассуждения смешны и нелепы.

Так что же делать? Учиться строить взаимоотношения по-новому. Прежде всего — доказать свое право на новый статус. А именно своим поведением показать родителям, что ничего страшного не произошло — ты остаешься их ребенком. Ни в коем случае не замыкаться в себе, не забывать общаться с родителями. И уж тем более конфликтовать дальше. Своим поведением доказать, что тебе стоит доверять. Ведь у вас много общего.

наверх

ВОПРОС 13. Что делать, когда сверстники травят и провоцируют?

По этому поводу предлагаю прочитать интересную книгу «Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить», написанная американским психологом Иззи Кэлманом (сайт http://www.vetkaivi.ru). Книга дает понимание того, почему к человеку начинают придираться, что руководит человеком, который дразнит и задирает окружающих его людей. Несмотря на то, что книга написана американским писателем, в ней указаны общечеловеческие законы психологии общения, которые действительны на всех континентах. А если вам интересны частные случаи и мнения на данный счет соотечественников – отправляйтесь на сайт. Опыт сверстников полезен вам и вашим знакомым, если они окажутся в подобной ситуации.

наверх

ВОПРОС 14. Как определить готовность ребенка к обучению в школе?

Прежде чем говорить о готовности ребенка к обучению в школе, предлагаем вам методику, которая позволяет определить: готова ли СЕМЬЯ к появлению в ней ученика.

1. Прежде всего, узнайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу. Обратитесь к нему со словами: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?»

  • Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  • Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  • Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  • Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  • Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  • Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
  • Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
  • Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
  • Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
  • Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Посчитайте количество высказываний, с которым ваш ребенок согласился.

  • При сумме 1-3 балла: ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае вам следует задуматься о причинах такого мнения.
  • При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но, в основном, он мечтает пока о новых играх и друзьях.
  • При сумме 9-10 баллов: вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.

2. Теперь определите, что знает о школе ваш малыш. Ведь уже первого сентября у него возникает много вопросов и сложных ситуаций. Для вас эти детские тревоги покажутся пустяками, а для него труднейшими задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребенку заранее. Итак, выход из будущих затруднительных положений.
Спросите его:

  1. Как обращаются к учительнице?
  2. Как привлечь внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что сказать, если нужно выйти в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнать, что время начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как называется стол, за которым дети пишут?
  9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Сравните его ответы с правильными:

  1. По имени отчеству и на Вы.
  2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
  3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти?»
  4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса.
  5. Звенит звонок, колокольчик, коридоры пустеют, дети бегут в классы.
  6. Перемена — это перерыв между уроками.
  7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть, поиграть, позавтракать.
  8. Парта.
  9. Учитель пишет на доске.
  10. Отметка — это цифра, которой оценивают успехи: правильно или неправильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.
  11. «1» — хуже не бывает; «2» — плохо; «3» — посредственно, не очень хорошо; «4» — хорошо; «5» — отлично.
  12. Дневник — это такая тетрадка, куда вписывается расписание уроков, дети записывают домашнее задание, а учитель выставляет отметки.
  13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста, одного года рождения.
  14. Каникулы — это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето; после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно:

  • на 13-14 вопросов — в школьных правилах для него не будет неожиданностей;
  • на 7-10 вопросов — неплохо, но можно поговорить или почитать о школе;
  • на 4-6 вопросов — необходимо подробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре;
  • на 1-3 вопроса — а ходили ли вы сами в школу?

Поиграйте в ту же игру, придумав новые вопросы, и попросите быть учителем кого-либо из знакомых.

3. А теперь тест для вас, дорогие родители.
При обработке его результатов воспользуйтесь таблицей. Для этого зачеркните номера тех вопросов, на которые вы ответили положительно, а затем сосчитайте количество зачеркнутых номеров по каждому столбику отдельно. Полученную сумму запишите в нижней пустой клеточке каждого столбика. В графе «ВСЕГО» поставьте общее количество зачеркнутых цифр.

Итак, выбирайте близкий вариант ответа:

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?».

 

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
ВСЕГО

Что означают полученные цифры?

  • Если сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у вас есть все основания с оптимизмом встретить первое сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль вашего ребенка.
  • Если сумма положительных ответов «ВСЕГО» 5-10 баллов: вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
  • Если сумма положительных ответов 10 и более баллов: подумайте над своими ответами еще раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.
Что же означают суммы в столбиках таблицы?

В первую очередь, обратите внимание на те, где сумма 2-3 балла.

  • 1-й столбик — по-видимому, необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.
  • 2-й столбик — обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок взаимодействовать с другими детьми.
  • 3-й столбик — можно предложить некоторые сложности, связанные со здоровьем вашего ребенка, но есть еще время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.
  • 4-й столбик — не исключена возможность того, что у ребенка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.
  • 5-й столбик — ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. Подумайте, может быть, стоит отложить школу на год?
  • Возможно, будет полезно поиграть в школу летом? Размышляйте, анализируйте, советуйтесь.
наверх

ВОПРОС 15. Что делать если ребенок-левша?
  • Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
  • Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
  • При письме и рисовании леворукого ребенка свет должен падать справа.
  • При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступить к письму.
  • Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
  • Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
  • Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям.
  • Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
  • Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма. Родители должны помнить, что, несмотря на праворукость нашего общества, блоху смог подковать только Левша!
наверх

ВОПРОС 16. Как вести себя с ребенком, находящимся в состоянии возрастного кризиса?

Взрослым нелегко понять и принять взросление своего ребенка. Может быть взгляд «изнутри» поможет в этом.

Дорогие мои родители:

  • Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  • Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  • Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой«победы».
  • Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
  • Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  • Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
  • Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время.
  • Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
  • Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  • Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  • Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
  • Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
  • Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  • Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  • Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
  • Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
  • Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  • Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас. То через годы, вернутся вам сторицей.
  • Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо Я – ВАШ РЕБЕНОК!
наверх

ВОПРОС 17. Как развить положительные эмоций у ребенка?

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший».
  • От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит оттого, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
  • Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
  • Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
  • На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось
наверх

ВОПРОС 18. Как предупредить зрительное утомление при выполнении домашних заданий?

Существуют упражнения для профилактики зрительного утомления. Вот некоторые из них:

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд,затем опустить руку.
  • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
  • «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
наверх

ВОПРОС 19. Как привить интерес к чтению?

Памятка для родителей

  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Поощряйте дружбу с читающими друзьями.
  • Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами получайте в качестве подарка, выражая радость.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, магазине).
  • Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодики, даже гороскопов и комиксов.
  • На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс ребенка в чтении книжек.
  • В доме должна быть библиотечка.
  • Выделите дома специальное место для чтения.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.
  • Собирайте книги, которые вдохновляют детей.
  • Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них будет чувство законченности и удовлетворения.
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить навык уверенности в себе.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а не лежа).
  • Сделайте чтение приятным времяпровождением.
  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво посоветуйте.
  • Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.
  • Не ожидайте слишком быстрых успехов.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.
  • При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение найдите в словаре (лучше вместе с ребенком).
наверх

ВОПРОС 20. Когда начинать подготовку ребенка к школьному обучению?

Наверное, это один из самых распространенных вопросов, которыми задаются современные родители. Может быть, это вызвано тем, что мы очень торопимся и суетимся, стараемся все успеть и нигде не опоздать. Родители, из лучших побуждений, конечно, отдают маленького ребенка во всевозможные развивающие, подготовительные группы. Как будто детство – это не всерьез, это еще не жизнь. Нужно как можно лучше подготовиться к жизни в этот период, выучить иностранный язык, научиться писать и читать, и тогда первый класс будет началом большой и легкой дороги. Только оказывается, что дети, отсидевшие перед школой за партой по два-три года, уже не испытывают интереса к учебе. И через полгода разница в подготовке сглаживается. А маленькие, по возрасту, школьники только во втором классе перестают играть под партой в игрушки.

Конечно, детки все разные. Есть очень талантливые, не по годам развитые дети. Но даже в этом случае мне трудно представить себе ситуацию, что талант за год исчезнет, и ребенок опоздает учиться. Ведь главный показатель готовности к школе — это сформированность внутренней позиции школьника: т.е. волевой компонент. Если Ваш сын уже читает и много знает для своего возраста – прекрасно. Развивайте в нем любопытство, интерес к знанию, укрепляйте его организм подвижными играми, развивайте навыки общения и дружбы игрой с другими детьми. И, поверьте, это будет очень важный и полезный год в его жизни. Так вы точно не рискуете.

наверх

ВОПРОС 21. Моему ребенку в 1 классе не интересно учиться. Что делать?

В таком случае часто говорят, что у ребенка нет учебной мотивации, ему не интересно на уроках, ему нравятся только индивидуальные занятия (с педагогом по музыке, с психологом). Часто такие дети на уроках отвлекаются, занимаются своими делами, хотя читают лучше всех в классе, и решают хорошо, но в школу ходят лишь для того чтобы пообщаться с друзьями.

Основные причины спрятаны в раннем детстве, в том, какими событиями и деятельностью наполнен каждый день малыша, как развивалась в структуре личности эмоционально-волевая сфера. Когда ребенок поступает в школу, это сопровождается серьезными изменениями. Меняется его социальный статус (он теперь становится учеником) и меняется ведущая деятельность. В дошкольном возрасте – это игра, в школьном – учеба.

Если ребенок личностно не готов к школе, его ведущая деятельность не меняется, то есть остается игрой. Тогда ученику интересно не учиться в школе, а играть в школу.

Он может быть успешным по предметам, но все это до первых серьезных трудностей. Ему больше интересно общаться с одноклассниками, играть с ними.

Обратите внимание, играет ли ваш ребенок после школы, дома, имеет ли обязанности по дому, ответственно ли относится к поручениям родителей. Поддерживайте и отмечайте все школьные успехи. Не ругайте лишний раз за учебные неудачи. Помогите понять и принять требования педагога, совместно находите подходящие варианты поведения. Ваша задача поддержать и помочь первокласснику в этот нелегкий период.

наверх

ВОПРОС 22. Я поссорилась с подругой, с которой дружили много лет. Что делать?

К сожалению, наша близость и долгосрочность отношений с людьми не страхуют нас от ссор и расставаний. Это очень тяжело и неприятно переживать такие моменты. И если хочется плакать, надо плакать, потом стоит успокоиться и понять причины ссоры.

Если это результат непонимания, ошибки, плохого настроения — через время вы поймете, что от вашего расставания вы теряете больше, чем находите.

Но бывает и так, что близкий человек выполняет свою миссию в нашей жизни, и ему на смену приходят другие люди. Тогда его стоит просто отпустить. Чтобы это понять опять же нужно время.

Возможно, ваши отношения стали просто привычкой. Подруга «выросла из пеленок» и теперь расширяет круг общения, приобретая «взрослый» опыт взаимодействия. Тебе, в этом случае, нужно «дотянуться» до уровня новых интересов подруги, стать ближе или открыть для себя новые горизонты общения.

За пять лет многое пережито вместе, вы хорошо знаете привычки, желания и мечты друг друга. С этим трудно расстаться. И при любом развитии событий постарайся оставить эти воспоминания хорошими.

От природы мы все различаемся внешним и внутренним миром. Понимание одних и тех же поступков у нас тоже разное. Если ты смел и дорожишь дружбой, поговори с подругой. Расскажи о своих чувствах и переживаниях. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ, которому ты дорог, выслушает и сохранит дружбу. Удачи! При этом не спеши говорить и делать то, о чем можешь пожалеть.

наверх

ВОПРОС 23. Как избежать конфликтов в коллективе?

Некоторые дети «находят» себе врагов в любом коллективе! Почему так происходит и как помочь маленькому изгою?

Детский коллектив живет по своим законам. В нем выделяются свои лидеры, претенденты на лидерство, и конечно, дети, за чей счет происходит самоутверждение остальных наиболее агрессивных членов группы. Изгоем может оказаться любой ребенок, отличающийся от остальных. Самый старший или самый младший, толстый или худой, высокий или низкий ребенок в классе, копуша, заика, очкарик, тугодум, отличник, двоечник, новичок – все они потенциальные мишени для травли.

В дошкольном и младшешкольном коллективах иерархия выражена не столь строго. Вчерашний тихоня становится «королем» благодаря новой игрушке, а бывшего лидера забывают за пару недель болезни. В средней школе на отношения в коллективе влияют гормоны – подростки вступают в конкурентную борьбу с соперниками своего пола и пытаются любыми способами привлечь внимание потенциальных партнеров. Травля конкурента или победа над слабым – часть этой игры.

Мудрый, опытный педагог не допускает серьёзных конфликтов или переводит их в конструктивное русло, стимулируя «врагов» соперничать в учебе или творчестве. Когда конфликт только разгорается достаточно своевременного вмешательства учителя или школьного психолога. Полезно на пару недель сместить фокус внимания с ребенка – вывезти его на отдых, отправить в санаторий и т.д. Если дело дошло до синяков и угроз, после разбирательства лучше перевести ребенка в другой класс или другую школу. К сожалению, некоторые дети уносят проблемы с собой, становясь изгоями в любом коллективе. В чем же дело?

Ябеда или плакса?

Перед вами основные причины отторжения ребенка коллективом:

1. Внешний вид. Ребенок страдает кожным заболеванием, тяжелым и не леченым кариесом, видимым уродством, сильной полнотой или худобой, неопрятно или вопиюще бедно одет. Некоторые дети становятся «уродливыми» (прыщи, непропорциональность тела и т.д) в период полового созревания.

2. Физические недостатки. Ребенок слабее остальных, медленнее всех бегает, прыгает и т.д., его физические возможности ограничены.

3. Запах. У ребенка энурез, несвежее дыхание, он не приучен соблюдать нормы гигиены.

4. Пугающее поведение. У ребенка случаются приступы, судороги, истерики, вспышки гнева или плача.

5. Дурные наклонности. Дети очень не любят тех, кто нарушает неписаные законы коллектива – лжет, ворует у товарищей, доносит на них, пакостничает, проявляет беспричинную агрессию (кусается, щиплется, портит вещи).

6. Неприятные привычки. Ковыряние в носу, почёсывание головы или тела, сосание пальца и т.д.

7. Отклонения в интеллектуальном или эмоциональном развитии. Как правило гиперактивные, возбудимые и излишне заторможенные дети плохо находят контакт со сверстниками.

8. Гиперсексуальность. Ребенок, преждевременно проявляющий интерес к интимной стороне жизни, не встречает понимания у товарищей.

9. Инаковость. Плохое владение русским языком, принадлежность к иному социальному слою, иному вероисповеданию, национальности и демонстрация этого.

10. Превосходство. Отличник в слабом классе, обеспеченный в бедной школе, чемпион, вундеркинд и т.д., по любому поводу подчеркивающий свое преимущество.

Любой из этих причин достаточно чтобы вызвать неприязнь сверстников, однако не все толстячки, воришки и дети с ограниченными возможностями – изгои, иногда они даже становятся лидерами. Потому что отношения ребенка с коллективом в первую очередь зависят от его умения самостоятельно налаживать и строить эти отношения. Главная проблема маленького аутсайдера – отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Говоря проще – ребенок не умеет играть и правильно взаимодействовать с другими детьми. А виноваты в этом… родители!

Преступник или жертва?

Узнав о конфликте в школе или детском саду, взрослые как правило впадают в две крайности. Объявляют ребенка бедной жертвой жестоких сверстников или назначают его виновником происходящего, заявляя «сам заслужил, если тебя бьют».

В первом случае мама или папа коршунами налетают на обидчиков их «кровиночки», конфликтуют с другими родителями, угрожают учителям и утешают ребенка, оправдывая все его причуды. Маленький агрессор быстро вникает, что взрослые на его стороне, и позволяет себе всё более дикие выходки – бьёт одноклассников, хамит педагогам. Если в дело не вмешаться, рано или поздно жертвами станут сами родители.

Во втором – ребенок остается наедине со своими преследователями, не смея даже пожаловаться на нарастающую травлю. Даже в очевидных случаях ребенок не всегда понимает, что провоцирует одноклассников. Именно в этой группе часты самоубийства и беспочвенные, казалось бы, вспышки жестокой агрессии по отношению к сверстникам.

На самом деле в любом конфликте нет правых и виноватых. Если ребенок раз за разом вызывает неприязнь у товарищей в классе, кружке, детском лагере, значит, его поведение является провоцирующим. Возможно, он задирает других детей, дразнится, жадничает, берет без спросу, все время хнычет, или просто не умеет выражать свои чувства и адекватно реагировать на слова и эмоции собеседников. Это не оправдывает агрессоров, но объясняет их злость. Чтобы наладить отношения со сверстниками, ребенку нужно усвоить базовые навыки коммуникации. И делать это следует вне острой фазы конфликта в коллективе.

Разговор по душам

Самый важный постулат для любого подвергшегося травле ребенка – насилие недопустимо. Те, кто его обижал, неправы в любом случае. Но следует разобраться, что провоцирует обидчиков, и подумать, как изменить поведение. Побудите ребенка рассказать о своих чувствах и переживаниях – это придаст уверенности, поможет освободиться от страха. Скажите, что понимаете и поддерживаете его.

Возьмите несколько кукол или игрушек и проиграйте по ролям конфликты в школе – что делают другие ребята, что отвечает ваш сын или дочь, как можно обойти острые углы. Попробуйте определить, стоит ли ребенку быть настойчивее и агрессивнее в отстаивании своих интересов, или, наоборот, ему не хватает мягкости и доброжелательности. На живом примере покажите, как улыбка, шутка, доведение ситуации до абсурда, помогают предотвратить конфликт. Объясните, как с помощью простых вопросов можно разговорить собеседника, снизить градус агрессии. Расскажите о дружелюбии, открытости, совместных играх и интересных занятиях.

Отдельно обсудите, какие моменты в поведении ребенка могут провоцировать одноклассников. Объясните, если это требуется, что чужое без спросу не берут, не портят и не выпрашивают, если сказали «нет». Свои вещи, если не хочется давать, тоже не дают, но и не хвастают, например, вкусной булочкой перед голодным товарищем. Учителю на каждую обиду не жалуются и обо всех проделках одноклассников не докладывают. Сильные проявления чувств (крик, слезы) держат при себе. Одноклассников не задирают, не дразнят, не обзывают, а на дразнилки не отвечают. Товарищам помогают, поздравляют с успехами, поддерживают в сложной ситуации. Чужие тайны и секреты хранят, о своих – не болтают.
Если в поведении ребенка наблюдаются серьёзные отклонения вследствие

особенностей психики, воспитания или детских травм, решать проблему нужно совместно с педагогом, школьным психологом и лечащим врачом. Чем скорее разрешится школьный конфликт, тем меньше вреда он принесет всем участникам!
http://www.km.ru/stil/2013/11/13/deti/725152-rebenok-izgoi-prichiny-shkolnoi-travli

наверх

ВОПРОС 24. Мне очень одиноко, у меня нет друзей…

Если ты чувствуешь себя одинокой, если у тебя нет друзей, взгляни на себя с другой стороны. Что в тебе хорошего? Если ответ отрицательный, то предстоит серьезная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в тебе другие.

Интересно, почему никто не замечает твоих чудесных качеств? Возможно, как раз потому, что остальные, так же как и ты, зациклены только на себе. Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом».

наверх

ВОПРОС 25. Мама не пускает гулять с друзьями.

Часто родители не пускают гулять с друзьями, не разрешают даже сходить в кино, на дискотеку из-за того, что очень боятся за вас. Родители начитаны, наслышаны о всяких кошмарах, которые творятся с современной молодежью. Например, если ты не познакомила мальчика с родителями, мама думает, что он, скорее всего, наглый соблазнитель и обманщик. Если ты встречаешься с друзьями, то родители, насмотревшись сериала «Школа», могут хлопнуться в обморок.

Лучше всего познакомь «домашних» с друзьями. Пусть близкие убедятся: ничего дурного вы не делаете! А если у тебя действительно нет возможности посвятить во что-либо маму и отца, подумай хорошенько: а вдруг это «что-либо» – и впрямь недостойное занятие?

наверх

ВОПРОС 26. Я влюбилась…

Очень часто простое непринужденное общение перерастает в дружбу, а дружба – в большую верную любовь. Не бойся общаться с ребятами. Важно, чтобы не только тебе было интересно с ними, но и им с тобой. Начни их «очаровывать» своими знаниями в какой-то области, в сферах их интересов. Мальчики устроены по-другому, нежели девочки. Они не любят суеты, быстрых решений, им надо всё обдумать, просчитать, ими руководит разум. А вот девчонки познают мир через чувства. Мы как два магнитных полюса. Нам вместе плохо из-за непонимания, и также мы не можем друг без друга. А самое главное – не торопи события.

наверх